суббота, 9 февраля 2013 г.

принципы формирования ффпр

В 2000 г. впервые был применен комбинированный метод распределения трансфертов, позволивший провести учет одновременно принципов экономической эффективности и социальной (территориальной) справедливости. При рассмотрении проекта федерального бюджета на 2000 г. трехсторонней Рабочей группой был выбран вариант, в котором 80% ФФПР распределялось по первому принципу, а оставшиеся 20% по второму (рис. 3.5).

в соответствии с методикой расчета трансфертов на 1999 г.

Рис. 3.4. Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации

Разумеется, новая формула расчета трансфертов не решила всех проблем. Во-первых, изменения затронули только одну сторону бюджетного выравнивания расходные потребности. Во-вторых, необходимо было разработать сетку районирования, непосредственно ориентированную на задачи бюджетного выравнивания. В-третьих, при проведении расчетов по новой методике не удалось до конца соблюсти "чистоту" заложенных в нее принципов выравнивания. В отличие от прошлых лет, при рассмотрении бюджета на 1999 г. удалось избежать индивидуальных согласований долей в ФФПР. Но по решению трехсторонней рабочей группы расчетные доли в ФФПР были скорректированы по единой для всех регионов методике с привязкой к уровню 1998 г. (в пределах 35-процентного отклонения). Этот политический компромисс "смягчил" переход к новым пропорциям распределения финансовой помощи. Однако в результате не только были нарушены критерии выравнивания, но и возросло число недовольных регионов. Распределение трансфертов стали критиковать и те, у кого снизилась доля по сравнению с 1998 г., и те, кто потерял относительно расчетного трансферта.

Распределение трансфертов между регионами в 1999 г. происходило по принципу "гарантированного минимума" (рис. 3.4).

Поскольку к концу 1998 г. комплекс необходимых нормативов еще не был разработан, расчеты индексов бюджетных расходов на 1999 г. проводились на основе удельных (в расчете на душу населения) расходов бюджетов субъектов Федерации в 1997 г. Недостатки использования фактических расходов были отчасти компенсированы за счет применения не индивидуальных, а средних по группам регионов удельных расходов. Из-за отсутствия сетки районирования страны для бюджетных целей, группировка регионов основывалась на делении субъектов Федерации на экономические районы с дополнительным выделением трех групп регионов, использовавшихся при расчетах трансфертов на 1997 1998 гг., а также "горных" районов Северного Кавказа . Безусловно, такая группировка была в значительной степени условна.

Новая методика строилась на более объективной оценке бюджетных потребностей регионов. Вместо фактических расходов (обоснованность которых была неизвестна) при расчете трансфертов стали использоваться индексы бюджетных расходов (ИБР), характеризующие во сколько раз больше/меньше среднего по России уровня обходится в данном конкретном регионе производство одного и того же объема бюджетных услуг (с учетом районных коэффициентов к заработной плате, уровня цен, транспортной доступности, структуры населения и других объективно обусловленных факторов). ИБР рассчитываются для регионов или их групп по единой методике (формуле) на основе объективных параметров, позволяющих привести удельные бюджетные доходы регионов к сопоставимым условиям (прожиточный минимум, бюджетная обеспеченность, соотношение расчетных доходов и расходов и т.д.)

в формате Microsoft Excel 97

Новизна методики заключалась, прежде всего, в отказе от ориентации на покрытие расчетного превышения расходов над доходами. Многие регионы критиковали новую методику именно за сохранение даже после получения трансфертов "расчетного дефицита". Но это была принципиальная позиция Минфина России, отказ от которой лишал смысла все другие усовершенствования методики бюджетного выравнивания. Даже частичное восполнение "расчетного дефицита" за счет федеральной помощи задает искаженные стимулы для бюджетной политики. Регионы, повышающие собираемость налогов и сокращающие нерациональные расходы, например субсидии жилищно-коммунальному хозяйству, теряют в трансфертах, и наоборот. Такая система становится абсолютно неработоспособной.

, были внесены в 1999 г.

Концепции реформирования межбюджетных отношений"

Наиболее существенные изменения в методику расчета трансфертов, определенные в "

Методика расчета причитающихся регионам трансфертов из ФФПР с момента его создания в 1994 г. претерпела значительные изменения (табл. 3.1).

Как отмечено выше, наиболее важным механизмом предоставления финансовой помощи регионам являются трансферты из ФФПР. Источники формирования собственно ФФПР и доли регионов в нем утверждаются в ежегодно принимаемых федеральных законах о федеральном бюджете. В результате трансферты на сегодняшний день являются наиболее объективным каналом выделения средств бюджетам субъектов Федерации.

3.4. Принципы и критерии распределения трансфертов Фонда финансовой поддержки регионов

Поиск по сайту:  

Нормативные акты

Законы о федеральном бюджете

Бюджетная статистика: реляционные базы

Принципы и критерии распределения трансфертов Фонда финансовой поддержки регионов

Комментариев нет:

Отправить комментарий